2016-08-17

Т-34/85 Jna Jugoslavija

Вот и закончилась стройка сербского танка Т-34/85 Jna Jugoslavija.

За основу была взята новинка "Звезды" в 72ом масштабе. Сразу после приобретения набора с тридцатьчетверкой, точеного ствола и набора американских пулеметчиков с Браунингом в 72ом от Звезды (приобрел ради Браунинга) было большое желание построить сербский танк времен югославского конфликта. Осуществить свою задумку я смог примерно за 3 месяца работ, правда, с некоторыми перерывами, от того и так долго. Из дополнений помимо точеного ствола от RB models использовал доширак-пласт, листовой алюминий или жесть (металлическая банка холодного чая), проволка разного диаметра. Обзор содержимого делать не буду, так как тема эта уже вся вдоль и поперек заезжена-переезжена и ничего нового я не напишу.
Начнем со стройки. Довольно долго я искал себе прототип. И наконец-то остановился на сербской машине с красной надписью JNA JUGOSLAVIJA на левом борту башни и номером 6 18015. Были варианты, что на конце 6, но при усердном разборе фотографии я и мог друг, который решил помочь тогда, пришли к выводу, что всё же на конце 5.








Определившись с прототипом, единственное но заключалось в том, что я хотел сделать машину на ходу, до того, как её подбили, начал путь к достижению своей цели. Следуя инструкции, приклеил выхлопные патрубки и тут понадобилась шпаклевка, так как вырез под штыри бронировки чуть больше, что видно на 1 фото. Устраняется легко и шпаклевки ушло минимум. Далее высверлил сами патрубки, при этом выбрал свело чуть больше нужного и продырявил правую трубу, хорошо, что машина выбранная мню довольно потрепанная и патрубок мог легко прогнить насквозь. В последствии я использовал сверло меньшего диаметра. 


Как видно, надгусеничные полки я срезал. Их планировал изготовить из жести от банки. Сначала я хотел заменить не только сетку МТО, но и прочие решетки, но в процессе понял, что это пока что мне не по силам. Жалюзи из доширак пласта. 


Опять же список того, что хотелось бы увидеть, но так и не было воплощено разработчиками. Люк механика-водителя пришлось выскабливать, чтобы он не смотрелся таким оплывшим по краям. Заодно и имитировал фактуру литья на маске курсового пулемета с помощью клея и жесткой кисти. 


Перейдем к башне. Приклеив командирскую башенку зашпаклевал и прошкурил образовавшийся шов. Высверлил антенный ввод, с прототипом у них мало чего общего. Помимо этого срезал рымы для монтажа/демонтажа башни. 


Пистолетные порты по бортам башни было решено рассверлить и заменить при помощи тянутого литника. 


Также опечалил тот факт, что грибки вентиляторов отлиты вместе с башней, ведь могли ж дать их отдельными деталями, как сделали это на ИСе. Но уже ничего не попишешь. Глаза боятся, а руки с помощью ножа и иглы уже выскабливают лишний пластик. 


Итак, сымитировал фактуру литой брони башни при помощи клея и кисти. Сделал пробки в порты из тянутого литника (всё прошло по плану) и вклеил их туда. Рымы изготовил из проволоки согнутой под углом близкому к 0 и приклеил на супер момент. Сварные швы вокруг них сделал при помощи пластиковой стружки, которую посыпал на ещё не высохший момент. Новый антенный ввод также изготовлен из тянутого литника. Чтобы совместить RBшный ствол с маской орудия, пришлось рассверлить последнюю и слегка пройтись шкуркой, чтобы уменьшить диаметр, по точеному стволу. После этой операции все сошлось как нельзя лучше. Кстати, не могу не упомянуть один косяк с погоном башни. Под маской орудия погон имеет срез, видимо, издержки технологии. Убрать легко, нужна лишь шпаклевка, но как-то неприятно.


Общий вид на танк. Вот, так сказать. что имеем. Решетку на МТО сперва решил исделать из латунной сеточки от Aurora Hobby и листового пластика. 


 Заодно с крышкой МТО сделал полки. Судя по фотографиям, они были составные.


Курсовой пулемет, а точнее бронировка ствола отдельная тема. Вставной штырек я срезал под единую линию с отверстием под ствол. Сам пластиковый ствол срезал и высверлил отверстие на месте оного. На бронировке зашпаклевал вставное отверстие и затем вырезал нужное, как на прототипе. Кольцо крепления "яблока" из тонкого пластика. 


После требуемого перерыва на отдых, я с новыми силами продолжил стройку. За вечер добавил запасные траки на лоб, фару (высверлил и сделал проводку к ней), зенитный пулемет Browning, скоммунисженный из звездовского набора с американскими пулеметчиками и слегка доработанный, топливные баки. Что касаемо баков, так это отдельная тема о борьбе между моей ленью и желанием сделать как на прототипе. В итоге желание победило и баки, а точнее их крепления были сделаны и вся конструкция водрузилась на место.


К Браунингу добавил недостающие рукоятки для стрельбы, так как пластиковые были отлиты уже с руками американца, а он тут был не нужен. Нога и крепеж изготовил из тянутого литника и пластика соответственно.



Тут я наткнулся на ещё один косячок Звезды. Видимо разработчики так старательно делали проем крышки доступа к двигателю, что увлекшись. вместе с канавкой прорезали и петли. Исправить это легко. Нужно нарезать две, подходящие по ширине, полоски из тонкого полистирола и вклеить их на место. После высыхания клея срезать лишнее. Операция по исправлению простая, но наличие этой ошибки не делает модель лучше.




Вскоре я понял, что изготовленная крышка МТО меня не устраивает. Слишком немасштабна сетка. Аккуратно отделить сетку с рамкой от крышки не вышло, поэтому пришлось запастись терпением и сделать крышку заново. После нескольких неудач, мне все же это удалось. Помимо крышки на МТО сделал крышки на триплексах на башне.


Бандажи катков решил изрядно "погрызть", такое разрушение резины можно видеть на старой технике, которая давно в эксплуатации.


Впереди были гусеницы. Чтобы не обломать их при сгибе, я капаю супер жидким клеем от Тамии в ложбинки для сгиба. Жду минуту, после повторяю операцию и потом спокойно сгибаю гусеницу с минимум риска сломать её.

Финал всей сборки.

Высверлены и вставлены согнутые из 0,3 мм проволоки поручни, сделана новая сетка из чайного пакетика Липтон, также сделаны петли на крышку - тянутый литник, проводка к дымовым шашкам - опять же проволока (диаметр не помню. но если не ошибаюсь приблизительно 0,1мм), изготовлены из обувной бумаги скатки. Бревно - обточенная ветка. Крепления дымовых шашек, куда встало бревно, доширак-пласт. Крепления тоже дались не с первого раза. Послевоенный ящик ЗИП сделан из пластика, выштамповки вырезал из все той же крышечки от доширака. Знаю, что форма ящика, да и сами выштамповки не совсем верны, но переделывать уже не хотел. Ходовая стоит на "сухую" для дальнейшего удобства в покраске и тонировке







И вот, настало время красить.

Задул в базу из смеси Мастер-акрила от Звезды: зеленая, хаки, белая, синяя, базовая серая. Высветлял при помощи добавления большего количества белого. Цвет специально сделал очень светлым, так как потом планировалась работа маслом, которое затемнило бы. Да и прототип отличался весьма специфичным оттенком зеленого.




Уже после первых слоев фильтров модель начала преображаться в цвете. Но это лишь начало. К слову о фильтрах. Их я бодяжил сам при помощи Уайт-спирита от Тиккуриллы и набора масляных красок. В виду лени, я их решил надуть из аэрографа. Результат меня порадовал. Быстро. эффективно и аккуратно, а главное сохнет не долго.



После этого были нанесены ещё пара слоев масла, окрашена мелочевка, нанесены следы эксплуатации: грязь, брызги, подтеки дождя, следы ГСМ, ржавчина делалась по фотографиям прототипа. Для её имитации использовал Мастер-акрил черная и красная, которых смешивал в разных пропорциях. Сколы делал кистью синтетика №1. После. чтобы сгладить контраст между ободранными и чистыми поверхностями, прошелся фильтром из масляной краски ржавого оттенка. Гусеницу грязнил при помощи отечественных пигментов МХП (МоделХимПродукт). Ими остался очень доволен. Понравились цвета, то как пигмент наносится, его помол. Поверх пигментированных гусениц вновь прошелся маслом для имитации влажных участков.



Финал не за горами.



А вот, собственно, и он. Местами усилил контраст - выделил тени на скатках, добавил подтеков. Загрязнил катки при помощи масляной краски и пигментов. Надо было что то делать с бревном на корме. Нужный цвет уже не нового дерева был получен путем натирания, да, да, мною любимой и уже не раз упомянутой, масляной краской. После просушки я его водрузил на полагающееся место.











Теперь же, постараюсь дать оценку Т-34/85 от Звезды. Это будет не просто, так как набор оставил двоякое впечатление, но тем не менее. 

Начну с минусов:
  • - Довольно мало деталей, а ведь так хотелось отдельно выполненных люка мехвода, люков башни, грибков вентиляторов, крышки МТО, круглого, а не овального люка доступа к трансмиссии, решетки радиаторов тоже было б неплохо иметь отдельными деталями, так как углублять из набора, не очень приятный труд. Конечно, можно купить набор травления, коррекционный набор смолы. Безусловно, так многие и сделали, но всё же, хочется многое иметь уже в наборе (хотя бы люки и крышку МТО) и не тратить деньги на допы. Вот эти моменты меня как-то подрастроили.
  • - По технологическим причинам погон башни имеет некий срез под маской орудия. Как убрать этот недостаток я уже писал выше.
  • - Необходимость в доработке и огрехи в мелочах: канавка крышки люка МТО.
О минусах поговорили, теперь же перейдем к плюсам:
  • - Приятная цена. Заплатив куда меньше, чем просят конкуренты (UM, Trumpeter, Dragon, Revell) вы получите хорошую модель танка-легенды, при этом куда меньше потратите нервов, чем, например, на сборку траков у UM или Revell, при этом у Звезды они куда лучше и ажурнее смотрятся.
  • - При минимуме доработок можно достичь очень хорошего результата.
  • - Простая и понятная инструкция, которую поймет начинающий, не может не радовать моделиста.
  • - Модель подойдет как новичкам или любителям изкробок, так и любителям запилов и моделистам со стажем.
  • - Хорошая стыкуемость деталей. Если вы хорошо зачистили срезы от питателей, по все соберется с минимум шпаклевки (я лишь использовал её на выхлопные патрубки и комбашню).
Подведем итог. Несмотря на некоторые косяки и неточности, модель стоит брать. Своих денег она, однозначно, стоит. Во время стройки я глянул обзоры конкурентов и там косяков не меньше. Как минимум гусеницы и катки у Звезды лучше, да и в геометрии, лобненская модель выигрывает конкурентов. Поэтому, всё же положительных моментов было больше и я планирую как-нибудь ещё собрать Тридцатьчетверку от Звезды.












Спасибо всем, кто следил за стройкой,которую я к тому моменту вел в одной группе в ВКонтакте, помогал советом, мотивировал. Без вас, я навряд ли бы закончил данную стройку к этому дню.



Также хочется поблагодарить за приглашение в участии в данном блоге, было очень приятно. Это моя первая статья здесь, так что буду рад советам, предложениям.

С уважением, Смирнов Тихон.

5 комментариев:

  1. С огромным интересом прочитал статью. Спасибо!

    Танк вышел очень эффектный.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный18/8/16 20:55

    Хороший материал. Прочел и посмотрел с большим интересом.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, красивый танк получился!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, коллеги, очень рад, что вам понравилось!

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный19/6/17 19:09

    Модель: круто, классно, офигенно! Насчёт цены наоборот UM дешевле звезды, по крайней мере в Украине, ну насчёт Revell согласен, за масштаб 1\72 переплачивать не очень хочется, собирал модели как от Revell так и от UM различие только в пластике. Насчёт гусениц не полностью согласен так как это уже от вас зависит, за 2 минуты подпаять уже готовые гусеницы или повозится со сборными траками. Ну и как по мне сборные при хорошей сборке выглядят по реалистичней, плюс вениловые не всегда ровно лежат... Да и ещё в наборы UM всегда ложат фототравление.

    ОтветитьУдалить