2017-01-20

Т-26. Краткий анализ полуфабрикатов.

Дела давно минувших дней,  
Преданья старины глубокой.

Решил извлечь статью более чем десятилетней давности... Вдруг пригодиться!


Автор - Вячеслав Бурковский.

Модель Т-26 нельзя назвать обойденной вниманием производителей. Моделей выпущено довольно приличное количество и охвачены практически все основные модификации и варианты, включая откровенную экзотику.
На настоящий момент нам доступны пластиковые модели трех производителей:
  • Скиф. Характерная особенность модели - травленые крылья.
  • UM. Модели созданы на базе и прессформах Скифа. С модификациями, выпущенными Скифом не пересекаются. В отличии от Скифа модель имеет пластиковые крылья. Далее в обзоре я буду рассматривать их вместе.
  • Mirage. Самая "свежая" серия.
Модели из смолы в данном опусе не рассматриваются.
Остан
авливаться на каждом производителе и каждой модели отдельно я не буду, гораздо интереснее понять что можно сделать из имеющегося материала, если ориентироваться на постройку базовых модификаций. Какова будет степень доработки моделей того или иного производителя. В качестве чертежей берем графический материал из книг по Т-26 серии "Фронтовая иллюстрация"
 
Итак по порядку.

Корпус. 

Оба производителя пошли по пути максимальной унификации, но на наше счастье имеют совершенно разные корпуса. Скиф/UM дает нам сварной корпус, а Mirage - клепанный. Скиф-овский корпус судя по характерным деталям (расположение лючков на надмоторной плите, выдвинутая рубка водителя) можно смело ставить на танк выпуска не ранее 1936-37 года. Отсюда следует, что все модели УМ - "двухбашенник", Т-26-4, с башней Д-38, ХТ-26 не корректны. Это более ранние образцы и корпуса УМ (и не только корпуса) требуют серьезной переделки.
Mirage-вский корпус - клепанный, как мне показалось, чуть лучше проработан в плане деталей. Он "вырос"из более ранних моделей этой фирмы: Виккерса и Польских 7TP. Этот корпус имеет в наборе два вида передних верхних плит: раннюю и позднюю (с лючком доступа к трансмиссии) (Фото3), но правда и этот корпус имеет один грех - в нем отсутствуют заклепки на полоске лобовой брони, которые кстати формируют характерный внешний вид танка ранних модификаций, а посему заклепки обязательны к восстановлению (Фото4). Рубка водителя обычная, ранняя. Корпус можно датировать 1935-36 годом (по лючкам в кормовой части). Кстати корпус от Виккерса тоже можно использовать. Он хорошо подойдет при постройке модели Т-26 обр.1933 года причем не только корпусом но и катками. Характерная особенность корпуса Миража - "клепанная структура" не приемлема для постройки поздних модификаций Т-26 с конической башней. По крайней мере таких фотографий я не нашел. Для этих модификаций необходимо использовать корпус от Скифа/UM. Либо срезать на Mirage заклепки и "выдвигать" рубку.
 
Крылья.

Скиф дает нам травленные крылья, но почему-то на них не сделана "отбортовка", как результат - странный плоский вид, абсолютно не похожий на оригинал. УМ и Мираж содержат пластиковые крылья, причем УМ-овские мне понравились несколько больше. У Миража отсутствует внутренний ряд заклепок. Конечно придется срезать с них лишний пластик, но это дело техники. Если очень захочется поставить травленые крылья, то можно приобрести любой их двух наборов Part-а для 7TP.


Ходовая. 
 
Вынужден признать, что ходовая не у одного производителя без огрехов не получилась.
Во-первых: катки у всех поздние (болтовые). Хотя с натяжкой такие катки можно оставить на все модели, если делать танк, прошедший модернизацию 40-41 года, с соответствующей маркировкой. Ранние катки имеет только наборы Миража: Виккерс, 7TP, C7P. Возможно и Т-26А, но в последнем не уверен.
Во-вторых: конструкция самих тележек. Скиф здесь сделал ошибку. У него неправильно крепятся балансиры с катками на рессорах и литом основании. Балансиры должны находится "снаружи", а на модели вся тележка оказывается внутри между внутренними и внешними рессорами и половинками основания. Это хорошо видно на инструкции (Фото 6). Также не совсем правдоподобно сделано само крепление на оси корпуса. Оно слишком тонкое.
У Миража проблема другая. Там вся конструкция отлита зацело... Рессоры с основанием + два балансира. Но есть ошибки в геометрии и сами рессоры тоньше чем надо. Тут придется выбирать золотую середину или делать из разных наборов по частям.
Гусеницы - у всех производителей гибкие - "резина". Но у Миража они больше похожи на правду, хотя в нашем масштабе корректно сделать гусеницы такой сложной рельефной формы и такого размера наверное затруднительно.
У Part-а имеются травленые гусеницы на Т-26. Возможно это окажется неплохим выходом из ситуации. Хотя травленые гусеницы плоские и слабо передают рельеф трака.


Башня.
Рассмотрим 2 базовых варианта: цилиндрическую и коническую.
Скиф/УМ имеет цилиндрическую башню с очень плохо проработанным верхом и бортами. Весь рельеф, щели и заклепки придется восстанавливать. Коническая у них получилась несколько лучше.
Мираж проработал башню более подробно, одно наличие казенной части орудия и люки отдельными деталями чего стоят и все бы ничего, но есть одно НО: И цилиндрическая и коническая башня у Миража не масштабна и гораздо мельче по габаритам чем надо.
Башню от "двухбашенника" я не рассматриваю, т.к. у нее нет альтернативы - только УМ.



Итог.

Конечно идеальной модели не существует и каждый степень копийности и доработки определяет для себя сам.
Чтобы не углубляться в рассуждения и подвести некую черту в статье я решил привести свой план работ по трем основным модификациям Т-26.

Т-26 обр.1933 года (двухбашенный, клепанный корпус)
Корпус - от Виккерса, Mirage.
Ходовая - колеса (включая ведущие и направляющие), а также балансиры - Виккерс, Mirage. Основание и рессоры - Скиф/УМ, но исправленные. Если результат не удовлетворит - то основание возьму от Миража, а со Скифа только рессоры.
Крылья - УМ. (Возможно Part, пока не решил).
Башни - Доработанный УМ (скорее всего доработаю одну башню (восстановлю заклепки), сделаю с нее форму и вторую отолью из смолы).
Гусеницы - Mirage (Возможно тоже возьму Part-овские).

Т-26 обр. 1936 года (клепанный, цилиндрическая башня)
Корпус - Mirage.
Ходовая - Mirage + Скиф.
Крылья - УМ
Башня - Стенки корпуса - Скиф, а верх попробую врезать от Mirage. (Хочу сделать открытые люки и основной башенный интерьер).
Гусеницы - Mirage (или Part)

Т-26 обр. 1939 года (сварной, коническая башня)
Практически полностью Скиф.
Крылья - Мираж (или УМ если останутся). Мелкая деталировка и колеса от Миража.

4 комментария:

  1. Анонимно20/1/17 18:13

    после выхода с-модел эта статья потеряла всякий смысл

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Естественно!
      Потому, если кто сделать подобное на основании свежих данных - все будут безмерно благодарны!

      Удалить
  2. Спасибо, очень интересно.
    А как вам литые гусеницы УМа?

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимно20/1/17 21:42

    Андрей, а я считаю категоричность высказываний неприемлемыми. Статья интересна уже как история. Заведи раздел архив-ретро. У меня эта статья датируется 2004 годом. Как она пережила все компы? Еще есть пару статей с тех времён, что сохранились. Если будут нужны - вышлю. Всегда интересно вспомнить, как раньше было (и что было).

    ОтветитьУдалить