2015-06-27

СУ-122-44 Гром (Берлин, 1946)

Иногда немного жалеешь, что история пошла не по той дорожке, из-за чего свет не увидели многие интересные образцы техники. Хорошо, что в наше время существует понятие альтернативной истории, позволяющей абсолютно серьёзно относиться к так и не построенным в железе прототипам.
В конце 44го года на испытания вышел принципиально новый средний танк Т-44. С добиванием немца справлялись тридцатьчетвёрки, поэтому его спокойно и без спешки доводили в тылу. Помимо доработок самого танка, на его базе прорабатывались и самоходные установки. Первый вариант самоходки был классическим, с корпуса среднего танка снималась башня, и устанавливалась просторная рубка с более мощным чем у танка орудием. Второй вариант был более экзотическим, созданным под влиянием немецкого Фердинанта. На нём рубку устанавливали сзади, двигатель спереди, что должно было исключить утыкания самоходки стволом в землю, и обеспечивало безопасное покидание экипажем самоходки под огнём. До чертежей дошли оба варианта, но близкий конец войны и жажда нового, присутствующая у любого инженера, в итоге привели к выбору второго варианта для создания в железе, известного нам под названием СУ-101 Уралмаш. Я практически уверен в том, что в более напряжённые годы подобных экспериментов бы не проводилось, и в серию пошёл бы вариант, имеющий минимальные отличия от базового танка. Также косвенно в эту пользу говорят результаты испытаний, после которых от схемы с задней рубкой отказались, и следующая самоходка, СУ-122-54 была построена по той же классической для самоходок схеме, как и СУ-100, и как СУ-122-44.

Мне очень давно хочется собрать модель Т-44, можно сказать, что модель этого танка вернула меня в большой моделизм, именно во время сборки зебрановского кита я понял, что просто собрать за один вечер модельку мне уже не интересно. Но история с моделями Т-44 это история со многими неизвестными, заводских чертежей на танк не сохранилось, а большинство моделистов уверены в том, что Т-44 это Т-54 с башней от Т-34-85. В процессе сбора информации я уверился в том, что корпус у Т-44 совсем другой, и решился делать самоделку. Обложился чертежами, пару раз ездил в Кубинку с рулеткой и фотоаппаратом к танку. Но из-за отсутствия опыта в создании самоделок, решил начать с СУ-122-44, к которой душа лежала не меньше. Наткнувшись один раз на боковичок этой самоходки в каком-то из танковых журналов, я поразился этой самоходке, низкая, приземистая, стремительная, но с большой бабахой.

Результаты своих изысканий оформил в автокаде, нарисовав сначала корпус Т-44 по измерениям, а затем установив на него рубку, приладив её с найденных в инете сканов чертежей из второго тома Отечественных бронированных машин. Расхождений получалось много, они стали вызовом инженеру внутри меня, и этот инженер очень радовался, когда разные кусочки собирались в единый чертёж, когда произвольные линии всё-таки утыкались одна в другую, образуя единый и цельный чертёж
Готовый чертёж помог затем ещё раз, с него было очень удобно снимать размеры, из которых рисовал раскройки для бронелистов. Раскройки печатал, приклеивал на ПВА на листовой пластик необходимой толщины и вырезал деталь. К примеру, ВЛД у СУ-122-44 имеет толщину 90мм, делим 90 на 72 и получаем 1,25 мм необходимой толщины, которую получаем склеив между собой листы пластика 1,0 мм и 0,25 мм. Все полученные детали сошлись между собой с первого раза, предварительная работа позволила обойтись без последующей подгонки.
Дальше было уже проще, полученный корпус обклеивался различной мелочёвкой из всяких подходящих наборов. Специального афтермаркета, понятное дело, не было, но для самоходки подходит многое из наборов для Т-34 и Т-54. Например, смоляные колёса от Танкограда для Т-34-85, травление для него же или универсальные смоляной ДШК от Армори и точёные допы от Зедвала. Под раздербан также попал набор самоходки СУ-122 от УМ, зелёный пластик от неё.


Делать скучный экспериментальный зелёный окрас не хотелось, поэтому развил тему альтернативной истории дальше, и выбрал для самоходки боевую окраску времён берлинской операции. Эдакий противовес панцерваффе-46, советский бумажный самоход во время Берлинской операции, затянувшейся до 46-го года. Сам самоход покоцал, припылил, но мять и рвать крылья не стал, стараясь сохранить непривычный ещё среди моделей образ СУ-122-44. Этапы окраски вполне стандартные. Грунт - база - глянцевый лак - белый на рубку - маски - ещё раз база - глянцевый лак. После масляные пятна, затем подкрашивание маленькой кисточкой мелких деталей и сколы кисточкой и губкой. В компанию к самоходке покрасил офицера-танкиста, из смоляного набора Армори.




2 комментария:

  1. Уже много раз видел, в т.ч. и живую, но снова посмотрел с интересом. Необычная и хорошо сделанная модель.
    Только в какую галерею его стаить? До 45 ил после? Я за "до", одна стилистика с военными машинами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, забыл ярлыки проставить, спасиб. Определённо "до", машина военная, хоть и не попавшая на эту самую войну.

      Удалить